Производство глинозема

Производство глинозема и алюминия тесно связано между собой. 90% производимого глинозема используется для электролитического получения алюминия.

Мировые мощности

Объемы производства первичного электролитического алюминия составляют более 27 млн. Тонн алюминия в год и продолжают расти, увеличиваясь в среднем на 500 тисяч тонн в год. Снижается разбаланс между количеством потребляемого и производимого алюминия за счет опережающего роста потребления в среднем на 25% в год. Например, в 1998 г. С 25 млн. т установленных мощностей по производству алюминия примерно 10% ( (2,52 млн. т.) Были временно законсервированы. Только на европейских предприятиях (53 предприятия суммарной мощностью 8,4 млн. т. алюминия) законсервированные мощности составили 0,96 млн. т. алюминия. В Америке — с установленной суммарной мощности 8,8 млн. т. (46 заводов) в 1998 году. Были законсервированы 0,64 млн. т.

В 2003 г. суммарный мировой избыток производимого алюминия прогнозировался на уровне 0,1 млн. т., что составляет менее 4% объема производства алюминия.

Крупнейшие производители алюминия в начало века (млн. Т. Алюминия в год): США — 3,3; Россия — 2,9; Канада — 2,8; Китай — 2,7; Австралия — 1,9.

Производство глинозема: себестоимость

Стоимость 1 т алюминия на мировом рынке в последнее десятилетие сохраняет устойчивую тенденцию к снижению с 1600 до 1300 долларов США, а стоимость глинозема только в период 1999 … 2000 лет выросла в два раза. Вместе с тем затраты на производство постоянно растут.

Доля расходов на глинозем в себестоимости алюминия увеличилась с 10% (1990) до 35% (2003г.) Доля энергозатрат составляет в среднем 25% себестоимости алюминия и это при снижении расхода электроэнергии на производство 1 кг алюминия с 21 кВт (50 лет ХХ века) до 13 кВт в настоящее время. Во многом этот показатель определяется ценой электроэнергии, что составляет, цент⋅кВт в час: в Канаде — 0,5 … 1,0; Австралии — 0,7 … 1,5; США — 1,0 … 2,0; Украина — 2,8.

Производителей алюминия по уровню себестоимости алюминия можно условно разбить на четыре группы. К первому относятся алюминиевая промышленность Китая и Украины с себестоимостью продукции 1250 … 1300 долларов США за тонну.

Производство глинозема

Следует отметить, что, несмотря на отставание Китая в технических показателях (энергозатраты на 3 … 5%, расход анодов на 60 … 80 кг/т. Алюминия превышают показатели западных компаний, доля энергозатрат достигает 35%, а доля глинозема — 50% в производстве алюминия) алюминиевая промышленность Китая быстро совершенствуется и развивается. Общая мощность заводов Китая составляет 5100000. Т / год, хотя только 17 из 130 предприятий имеют производительность более 100 тыс. т. в год.

Ко второй группе с себестоимостью одной тонны алюминия 1100 … 1250 долларов США видносятся предприятия России, США, Бразилии.

К третьему — алюминиевые производства Венесуэлы, Мозамбике, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов с себестоимостью тонны алюминия на уровне 1000 … 1100 долларов США.

К четвертой группе относятся алюминиевые предприятия Канады, Австралии и Южно-Африканской республики с себестоимостью производства одной тонны алюминия 900 … 1000 долларов США за тонну.

По объемам и динамике роста производства за последние 25 лет основных производителей алюминия можно условно разбить на две категории. Страны, относящихся к первой категории (Канада, США, Норвегия, ЮАР, Германия), стабилизировали объемы производства алюминия, глинозема и сокращают добычу бокситов.

Напротив, представители второй категории (Австралия, Китай, Бразилия, Индия, Венесуэла) постоянно наращивают объемы производства: алюминия примерно на 30% в год (в 8,6 раз за 25 лет); глинозема — на 38% в год, бокситов — на 10% в год.

Конъюнктура рынка

Конъюнктура на рынке алюминия обусловливает развитие процессов международной интеграции производителей алюминия и глобализации производства. При этом решаются вопрос организации комплексных производств от добычи сырья до получения товарной продукции, активного влияния на ценовую политику на рынке, сокращение расходов, выбора приоритетов и стратегии развития, концентрации производственного и научного потенциала.

Производители вынуждены делать выбор: либо совместными усилиями найти механизмы, позволяющие регулировать ситуацию на рынке и предупреждать развитие кризисных явлений, или смириться с масштабными финансовыми потерями в производстве.

Производство глинозема

В результате стали рождаться интегрированные производственно-торгово-сырьевые структуры и крупные холдинги с полным технологическим циклом от добычи боксита до получения готового изделия.

Например, произошло слияние двух крупнейших американских компаний Alcoa и Reynolds Metals. До слияния активы Alcoa оценивались в 23 млрд. Долларов США. Компания имела 178 предприятий в 28 странах. Производила 2,25 млн. т. алюминия и более 7 млн. т. глинозема. После слияния под контролем новой структуры оказалось 23% мирового рынка алюминия.

Производство глинозема, по мнению экспертов будет развиваться в будущем согласно таких тенденций:

  • дальнейшая интернационализация и укрупнение алюминиевого бизнеса;
  • включения в него энергетических мощностей и создание в рамках крупных компаний собственных энергетических источников;
  • расширение потребления алюминия в таких отраслях, как автомобильное и транспортное машиностроение, строительство, бытовая техника, товары быта;
  • развитие связей между производителями и потребителями металла, расширение рынка алюминия с разработкой новых технологий получения и направлений использования алюминия;
  • дальнейшее развитие производства и потребления алюминия в Китае, Австралии, России, странах Ближнем Востоке и ряде развивающихся стран.

По материалам: Производство глинозема. Ю.П.Насекан. — Запорожье. — 152 с.

2230